Явление чистой праздничности

В известном смысле по отношению ко всем неизбежно ограничительным, частичным, классово-искаженным практическим реализациям даже наиболее широких архитектурных концепций Стеклянная цепь представляет собой своего рода уникальный прорыв художественной фантазии к неограниченной широте слияния архитектурной формы со всем составом жизненных форм общества и природы. Обсуждение этой сложнейшей проблемы, стимулированное революционной обстановкой, породило ряд эстетических прозрений, ценных и поныне. В первом же своем письме, разосланном членам группы, Б. Таут призывал: Проникнитесь сознанием, что вы зодчие воображения!

Мы верим в то, что только полное духовное преображение вернет нас снова к произведению искусства. Буржуа, включая и наших господ коллег, с полным основанием чуют в нас Революцию.

Отбросьте, уничтожьте все старые понятия, все прежние установки. На основе такого призыва и был раздут в письмах идеалистический огонь, приведший, как справедливо замечает О. М.. Унгерс, к возникновению документа прорыва архитектуры начала века к новым возможностям и еще шире — к крайним пределам архитектурного вожделения.

Туда, куда уже не проникает разум и где основные параметры мысли и дела определяются исключительно силой фантазии. Установка на чисто подсознательную деятельность воображения — вплоть до погружения в транс — была, действительно, предписана Б. Таутом всем членам группы как способ преодоления мертвящей буржуазной рационализации архитектуры и провидения ее новой вселенской художественности.

Средство — транс.

Переход от звезд к растениям…,- писал он в одном из первых писем.

— Сияние! Туда, где еще (или уже) существует истинная ясность: архитектура вселенной, конструкция вселенной, язык вселенной, астрология, гороскоп.

Высшее счастье: сиять…

Новая архитектура: возносящиеся, неутилитарные модели: звездность и полная, абсолютная фантастика.

Явление чистой праздничности. Восхищение от простого бытия как такового.

Возможно — важнейший исходный пункт нового строительства.

Мир легкости!

Comments are closed.