Художественная реальность неопластицизма

В той мере, в какой художник (или всякий художественно развитый человек) способен представить и выразить эту гармонию зрительно, наглядно, он объективирует подлинное бытие универсальных отношений, т. е. наделяет форму и соответствующую визуальную культуру в целом статусом реальной жизни, действительности. Или наделяет реальность ее действительной формой — что одно и то же. Посредством формообразования на основе чистых эстетических средств,- писал Дусбург,- художник наделяет реальность новой формой. Это — онтологический аспект программы, откуда вытекал вывод Мондриана: То, что является истиной в искусстве, то должно быть и истиной самой жизни н. Художественная реальность неопластицизма, согласно их взглядам, непротиворечиво отождествляла в себе качества истинности и действительности, структурной представимости и абстрактной неизобразительности, творчества и жизни, надличного и свойственного каждому человеку, органической порожденное и строгой антинатуралистической упорядоченности.

Было бы ошибкой однозначно квалифицировать такое понимание художниками Стиля универсальной реальности только как особый эстетический спиритуализм.

Мондриан не уставал повторять, что неопластицизм в состоянии влиять на всю жизнь потому, что он сам порожден тотальностью жизни. И это действительно так,- апология антииндивидуалистического космоса структурных взаимоотношений была эстетическим преломлением надличной организационной тотальности новейшего капитализма.

Но было бы еще большей ошибкой считать и спиритуализм непринципиальным, несущественным для художественной программы живописцев и архитекторов Стиля, в том числе для самых конкретных ее аспектов.

Это означало бы даже не искажение, а умерщвление идейной сущности эстетики Стиля именно как целостной творческой концепции.

Comments are closed.