Еще более определенно Мутезиус высказался перед немецкими художественно-прикладными кругами в уже упоминавшемся программном докладе Значение художественной промышленности, за которым последовало основание Веркбунда. Защищая правдивость и доброкачественность (Wahrhaftigkeit und Gediegenheit) как важнейшие критерии новой промышленной продукции, Мутезиус не пожалел красок для того, чтобы подчеркнуть в специальном разделе доклада, что речь идет об острейшей борьбе с современным состоянием, т. е. с формалистической претенциозностью быта в XIX в., о борьбе за возрождение внешней непритязательности, спокойной уверенности, открытой и незамаскированной буржуазной убежденности, какая была свойственна естественному быту XVII-XVIII вв. Целью художественной промышленности,- звучал с трибуны его страстный призыв,- является возвращение сегодняшних общественных классов к идеалам доброкачественности, правдивости и буржуазной простоты.

Таково, по Мутезиусу, культурно-воспитательное значение (важнейшее после собственно художественного) современного промышленного искусства, правдивые утилитарные формы которого, будучи внедрены в повседневную жизнь, должны преобразовать характер всего современного поколения и на новой основе осуществить искомую традиционную гармонию буржуазного быта.

Существо обрисованных социально-художественных или культурно-художественных идей (Мутезиус постоянно напоминал, что его идеал не просто художественный, и это принципиально важно) в дальнейшем не претерпевало у Мутезиуса сколько-нибудь серьезных изменений.

И именно в таком идеологическом звучании комплекс данных идей сказался во всей мутезиусовской программе Веркбунда.

Можно назвать этот идеал мелкобуржуазным или, более осторожно — классически-буржуазным; в принципе это мало что меняет.

Его содержание целиком определялось отрицанием сумятицы бесчисленных динамических признаков жизненного стиля позднего капитализма, превращавшегося в это время в монополистический, отрицанием стиля жизни больших городов, в котором со второй половины XIX в. возобладали всеобщее беспокойство, нервозность, опереточный дух, подчинившие себе и искусство.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн