К тому времени уже начали практиковаться конкурсы на составление художественных планов городов, и это поприще тоже быстро становилось программным в борьбе передовых архитекторов-художников против плоско-утилитарного ремесленничества при решении градостроительных задач. Характерная полемика вокруг указанных выше вопросов развернулась на том же предвоенном заседании Веркбунда, на котором выступил со своим докладом Гропиус.

Традиционно утилитаристская точка зрения была представлена, в частности, выступлением архитектора Августа Энделя, который исключал отнесение градостроительства к самостоятельному виду искусства как раз на том (изжившем себя) основании, что здесь трудно предположить возможность одной руководящей организаторской мысли, которая обусловила бы создание города во всей его целостности. Эта была точка зрения скептического мелкобуржуазного неверия (и отнюдь не беспочвенного, как показала жизнь!

) в то, что организующая воля к форме способна пересилить прагматизм раздробленных целей большого капиталистического города. Архитектору предлагалось считаться с серьезностью этих задач и не насиловать их удовлетворительное решение художественным планом застройки.

Но неверие в художественную форму, в организаторскую мощь ее закономерностей и было глубоко чуждо новаторам-радикалистам. Они-то как раз верили в то, что исторический момент работает именно на такую форму их искусства и остро нуждается в ней. И в своих выступлениях стремились схватить новаторские черты большой формы также и для новейшей структуры городов.

Усилия этого рода особенно ярко были выражены в докладе Беренса Влияние временных и пространственных функций на современное развитие формы и в выступлении Д. Хэм-брука Дом или улица?. Интересно именно то, как в этих полемических выступлениях пробиваются первые, но быстро крепнущие ростки того представления о большой организованной форме города, которое позже, в 20-е годы, приобретает концептуальный художественный характер и в градостроительной программе Ле Корбюзье, и в практике новых городских застроек антитрадиционного типа.

Комментарии запрещены.