Несомненно, этот способ должен был как-то соответствовать и соответствовал процессу прогрессирующей универсализации производства, потребления, общественных взаимосвязей и созидательных способностей человека. Господство одних только закрытых систем отчужденного овеществления немедленно остановило бы весь этот процесс. Следовательно, его развитие опосредуется также действием какой-то открытой социокультурной системы для практики и сознания, имеющей свой общезначимый эквивалент в искусстве.

С эстетической точки зрения она должна характеризоваться неким особенным качеством формообразования, которое в самой стихии овеществления обеспечивает повседневное выявление открытого содержания процессов универсализации вопреки закрытости вещественного конформизма.

Перейдем к — рассмотрению этого важного и интересного вопроса.

Способ или средство, о котором мы заговорили в заключении предыдущей главы,- разрешающее антиномию пространственное и овеществленности типологических форм буржуазного художественного сознания,- действительно, существует в западном искусстве уже в течение нескольких веков. Мы имеем в виду широчайшее развитие в буржуазной культуре таких форм художественной реальности, которые опосредуют освоение всего богатства взаимосвязей человека с действительностью типологией наглядно представимых видимостей жизни.

Начиная с эпохи Возрождения, это прежде всего выразилось в замечательном расцвете станковой живописи, в ее величайших художественных достижениях. Не случайно, далее, основной типологический признак именно этого вида искусства в течение нескольких столетий превратился в моделирующий принцип и ряда других искусств — в первую очередь скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и театра.

Исторические судьбы развития художественной культуры сложились так, что именно через такое влияние живописи нового времени на архитектуру, т. е. через культуру субъективно-рефлектированных картин овеществленного пространства, происходила неуклонная прогрессирующая дифференциация последнего.

Комментарии запрещены.