Установка Мутезиуса

Нельзя не вспомнить заодно и о том, что через два десятилетия такая же эстетика, но в еще более коварной интерпретации расцвела пышным цветом в художественной идеологии национал-социализма. Повторяем, такие выступления были в Веркбунде отнюдь не единичными. И хотя они олицетворяли собой, конечно, только крайнее правобуржуазное преломление его общей идейной атмосферы,- принципы, провозглашавшиеся в них, не были совершенно чуждыми главным эстетическим установкам Мутезиуса.

То, как он пояснял актуальное духовное возрождение воли к форме и архитектонической устойчивости традиционно-буржуазных форм быта и сознания, легко могло быть продлено и дополнено указанными реакционными призывами.

Что же тогда спасало лучшие стороны эстетической концепции Веркбунда и самого Мутезиуса от полного подчинения таким тенденциям?

В чем тут выражалось ощутимое и плодотворное для Веркбунда влияние прогрессивных открытых закономерностей современности? Единственно лишь в добровольном или наполовину вынужденном единении Веркбунда с теми общими эвристическими потенциями расцветшего индустриализма, характерные формообразующие аспекты которого — универсальные, антиэклектические, конструктивные и.

Comments are closed.