Универсальность овеществленной формы

Универсализация в мировом масштабе обмена продуктами производства. Это в равной мере относится,- писали Маркс и Энгельс,- как к материальному, так и к духовному производству. Универсальность овеществленной формы производительных сил и продуктов, объективирование всего богатства выработанных обществом способностей и отношений в форме отношений между вещами.

Универсализация утилитаристского принципа полезной вещи.

Универсальность субъективно-личностного способа освоения производительных сил, способностей и отношений, выработанных в универсальном обмене. Этому соответствует требование всестороннего творческого развития индивидов в процессе их собственного универсального общения и взаимообогащения.

Разве историческое содержание всех сторон указанного процесса не отсылает нас совершенно недвусмысленно к социокультурной определенности важнейших эстетико-художественных феноменов современной западной архитектуры? Технологический рационализм, функционализм, вещизм, физически-природная натурализованность произведений, космополитичность интернационального стиля, принципиальная новизна реальности и целей художественного синтеза в архитектуре и т. п.- все это даже не общезначимые эквиваленты, а именно конкретные архитектурные реалии процесса универсализации жизни.

Для того чтобы стать конкретным эстетико-художественным содержанием творчества, принцип универсализма нуждается только в одном — в переводе его на язык формы, в признаки такой системы формообразования, которая преодолевает непроходимую пропасть между сферами искусства и не искусства, прекрасной иллюзии и грубой действительности, находит для них формы равнозначной типологической ценности, осуществляя это путем структурной и экспрессивной изоморфизации объективных характеристик производства, техники, науки, быта, поведения, психики и т. д.

Comments are closed.