Ко времени специальной выставки архитектурных работ Стиля в Париже в 1923 г., на которой демонстрировался знаменитый проект Дома Шредера, построенного в следующем году, и на которой архитектурные идеи Стиля получили международное признание, основные грани новой формообразующей концепции были сформулированы уже с исчерпывающей определенностью. Гордое перечисление этих граней составило изданный тогда же в Париже 5-й манифест Стиля.

В развернутом виде 16 принципов нового формообразования для архитектуры были тогда же сформулированы Дусбургом и опубликованы в следующем, 1924 г. в журнале Стиль в виде целостной программы под названием на пути к пластической архитектуре (так называемый манифест Элементаризм).

Содержание программы разъяснялось еще в ряде других печатных выступлений Стиля тех же лет, но ввиду ее исключительной внутренней цельности о ее сути вполне можно судить и по этим двум важнейшим документам — в непременной взаимосвязи с рассмотренными философско-эстетическими постулатами.

Каким же предстает тут решающее эстетическое своеобразие архитектурно-художественной концепции Стиля — на историческом фоне и в окружении других явлений эстетики современной западной архитектуры первой трети века?

Какой образ архитектуры мыслился Дусбургом и его соратниками как идеальное воплощение универсального формообразования? Кратко и несколько абстрактно определяя это своеобразие, можно сказать, что новая архитектура виделась им как система универсальной пространственной структурализации жизненной среды средствами прямоугольного взаимопересечения неизобразительно чистых плоскостей, как бы продолженных в бесконечность.

О значении четвертого измерения — времени в определении динамического характера структурализации среды мы скажем ниже.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн