Такова универсальная закономерность общественного развития при капитализме, при котором лишь из безжалостного разложения труда, самого человека, социальных взаимосвязей, культурной сферы и т. д. на бесчисленные частично-функциональные и операционные элементы и лишь из формального их воссоединения в общественном механизме возникает весь гигантский, подводящий к социализму и коммунизму арсенал производительных возможностей цивилизаторского прогресса. Эта фундаментальная закономерность капиталистической формации порождает и вполне адекватную ей общезначимую буржуазную социологию формы.

Схематической иллюстрацией принципа функционально-механистического, формализованного единства является, например, известный лозунг дом — машина для жилья (принадлежащий Ле Корбюзье периода 20-х годов).

По своей эстетической сути он равнозначен и для грубо-утилитарных рабочих жилищ XIX в. и для стекло-стального или бетонного жилого ящика середины XX в. Их объективное совпадение в принципе механизма не составляет тайны для западного общественного мнения (и не один раз использовалось в целях реакционной критики авангардистской архитектуры). Но, обращаясь к нему в тех или иных целях, например, противопоставляя ему индивидуалистические эстетски-украшательские эталоны творчества или же, напротив, тоталитарно-обезличенные символы величественного порядка, буржуазная ортодоксия не понимает (или только делает вид, что не понимает), что они тоже изначально укоренены в принципе формализованного и функционерского социального представительства.

Словом, она почти никогда не обсуждала и до сих пор не анализирует этот вопрос так, как он должен интересовать нас — как уяснение типологически-общезначимой для всего капитализма социологии архитектурной формы. Бояться социологической грубости при таком подходе совершенно неуместно.

Спустя сто с лишним лет после самоопределения всей указанной социально-художественной ситуации ее важнейшие контрасты и типологические признаки не стерлись, а наоборот, приобрели в стихии массового индустриального общества еще более демонстративное выражение.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.