Трагичность жизни и искусства

И хотя, как мы увидим, интерпретировали его объективно-идеалистически, в качестве художников, они достаточно остро ощущали как бы интегральный смысл зримых и слышимых факторов нового обобществления практики, новой науки и техники, новых форм художественной культуры, повседневного быта и т. п.- факторов, устанавливавших неведомые ранее типы соотношений между частными и всеобщими признаками окружающей действительности. Максимально широкий онтологический смысл универсализма конкретизировался на уровне структурного основания жизни и восприятия всей системы отношений бытия, как пояснял Дусбург. Таким образом, объективная реальность с самого начала воспринималась тут в своей чрезвычайной системно-структурной редуцированности.

В развитой Мондрианом и Дусбургом эстетике абстрактного неопластицизма соответствующая ей модель действительности преломлялась, по крайней мере, в следующих двух спекулятивно-философских установках. 1) В художественном произведении и в эстетическом переживании решающим является не выражение признаков объективного опыта (натуралистических, индивидуальных, телесных, внешних и т. п.), а усвоение духовной сущности гармонии очищенных структурных отношений между неизобразительными элементами формы, организованных в тотальное целое по способу красоты.

Это — как бы гносеологический аспект программы.

Конечная цель духовного усилия художника — приобщить каждого к познанию высшей творческой ценности космоса чистых отношений. В этом аспекте, следовательно, красота есть истина, или вид истины,- всеобъемлющей (если не конечной) истины структурной гармонии универсума.

Философия и искусство,- писал Мондриан,- в равной мере утверждают универсум: первая как истину, вторая как красоту. 2) Однако вместе с тем, гармония универсальной структурной соотнесенности и все ее элементы не есть лишь сугубо умозрительное представление человека.

Comments are closed.