Сошлемся снова на пример США, где снижение эстетических претензий к рядовому жилищному строительству до минимально терпимого уровня — неизменное правило, что ведет, как об этом уже говорилось выше, почти к полному его отрыву от художественного проектирования. Отсутствие последнего компенсируется многочисленными каталогами строительных фирм, удешевленными прейскурантами безликой типовой архитектуры, рекомендуемой предпринимателями для жилищного, культурно-бытового, административно-хозяйственного и промышленного строительства.

Многие из наших жилых домов,- как свидетельствовал не так давно один из американских специалистов по многоквартирному жилищу,- открыто критикуются за то, что они имеют однообразный и унылый вид и поэтому угнетающе действуют на жильцов.

И хотя в функциональном отношении они неизмеримо лучше, чем прежние жилища, сдававшиеся в наем, их все же с полным основанием можно назвать эмоциональными трущобами. Бесконечные ряды одинаковых, параллельно расположенных многоквартирных домов являются таким же мертвящим зрелищем, как и сблокированные рядом дома….

Яркое описание еще совсем недавних достижений в этой области принадлежит перу одной из издательниц американского журнала Форум архитектуры, известному критику Джейн Джекобе.

В своей книге Смерть и жизнь больших американских городов она выступила с рядом социал-реформистских рецептов их коммунального и добрососедского переустройства и, может быть, из-за воодушевления, присущего всем реформаторам, не побоялась при этом таких сильных социологических характеристик картины болезни, разъедающей вполне новые, по специальным градостроительным планам возведенные жилые и общественные комплексы, какие крайне редко можно встретить у буржуазных критиков кризиса городов.

Мы позволим себе привести из этой работы пространное свидетельство, которое стоит того.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн