Но это говорит лишь о глубине противоречий, сквозь толщу которых пробиваются черты нового идеала, а не о призрачности определяющей его историко-культурной тенденции. Сам Райт прекрасно понимал это, утверждая: Мы не можем иметь органичной архитектуры, если не достигнем органичного общества.

Если суммировать концептуальные черты прошлой архитектуры, которые, по Райту, подлежат радикальному преодолению с позиций современной эстетики, то в их числе окажутся следующие: конструктивный консерватизм и конструктивная лживость художественных средств ордерной тектоники, догматичность, застылость вековечных систем упорядоченных композиционных канонов и эстетизм формалистически показной красоты как мании великолепия.

Суждения Райта по этому поводу находятся в полном согласии со взглядами всех других лидеров современной западной архитектуры. Ибо здесь зафиксированы действительно важнейшие черты эстетического отличия всей докапиталистической традиции западноевропейской архитектуры от ее исторически нового типа.

Когда Маркс и Энгельс писали в Манифесте коммунистической партии о том, что буржуазия создала иные чудеса искусства, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы, эта историческая констатация не заключала в себе никакой иронии по отношению к тем исключительным достижениям человеческой деятельности, которые капитализм продемонстрировал на поприще технологической революционизации производства. Могучие машины, фабрики и заводы, портовые сооружения, металлические мосты; новые строительные материалы — железо, стекло, бетон; локомотивы, железные дороги и вокзалы, пароходы, стекло-металлические залы промышленных выставок, универсальные магазины, огромнейшие деловые здания; сами гигантские промышленные города, в которых развертывался стремительный процесс машинной цивилизации,- все это были действительно новые чудеса искусства.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн