Поразительная технологическая экспрессивность, например системы висячих стен, ее обманчивая простота (подразумевающая высочайшую культуру строительного производства), ее воинствующий антитрадиционный ригоризм были доведены в это время до подлинного формального блеска в произведениях Мис ван дер Рое и многочисленных представителей его школы. Именно эти сооружения в силу указанных причин сразу же приобрели значение почти официозных символов новейшего архитектурного представительства капитализма.

Усугубленная техницистским фетишизмом архитектура стекло-стальных призм породила свой священный трепет и свой рыцарский энтузиазм, заставивший почти всех воспринимать тогда такого рода произведения совершенно некритически. Одновременно с этим железобетонная архитектура в монолитных или сборных конструкциях также продемонстрировала чрезвычайно разнообразные, художественно-индивидуализируемые возможности новейшей технологии строительства.

В ее лучших образцах физическая натурализация выразительной формы и эстетической чувственности достигается на основе образного прочтения фантазией строителя неповторимого распределения линий физических нагрузок в данной конструкции. Богатый справочный материал о замечательном технологически выразительном новаторстве современной архитектуры XIX и XX в. читатель найдет во многих доступных ему изданиях.

Но вспомнив содержание первого раздела этой главы, мы теперь можем подчеркнуть, что в целом этот материал характеризует лишь цивилизаторский эстетический инвариант новой архитектуры — ту устойчивую совокупность формально-стилеобразующих признаков, мировоззренческое значение которых остается неизменным при всех различиях хронологического регионального, национального, а тем более общественно-политического свойства. Эстетика современной западной архитектуры как бы остается здесь равной самой себе во всех и разных обстоятельствах места и времени капиталистического научно-технического прогресса, с его революционизирующим влиянием на формообразование жизненной среды.

Комментарии запрещены.