Технические достижения

Главное состояло в том, что встреча сторон осуществлялась движением искусства навстречу индустрии, в жизненной реальности и универсализме которой художник увидел (и призывал увидеть) возможности обретения культурного единства практики. Сегодня вопросом величайшей важности является то,- говорил Беренс в 1910 г.,- что великие технические достижения нашего времени так же влияют на историю человеческой культуры, как когда-то самые высокие виды искусства; другими словами, речь идет о формировании естественного жизненного окружения средствами единого стиля. Этот исторический призыв (искаженный в понятии стиль технического века) сохранил все свое значение для последующих десятилетий современной западной архитектуры.

И поскольку его всеобщее выражение не противоречит объективной роли искусства в выработке художественной правдивости форм технического века, ответ на него, так или иначе, давал положительные результаты.

Беренс оказался слишком ко времени и к месту, чтобы такой результат не свершился как бы сам собой, ко всеобщему удовлетворению.

Однако он продолжал пребывать на высоте искусства и в своих более трезвых, неромантических надеждах на единый стиль жизни, которые связывались им теперь в широком плане с тем, что через вещи массового назначения высокоразвитая индустрия будет поставлена на службу культуре, и путем массового производства предметов потребления, соответствующих совершенным эстетическим критериям, удастся привить художественный вкус всему населению.

Искреннее переживание, так сказать, исторической вынужденности союза искусства с индустриальной техникой во имя новой художественной правдивости предметного окружения человека определяет нравственную чистоту и глубину всей этой позиции. Будучи оптимистически-техницистской, она не исчерпывалась этим содержанием, ибо преломляла в себе, как мы видели выше, сложные эстетические устремления к интегрирующей культурной миссии искусства нового века.

Comments are closed.