В отношении же к ближайшему прошлому Г. Финстерлин как бы продолжает и развивает концептуальную полемику между Ван де Вельде и Мутезиусом, полемику тенденции — дифференцированного и индивидуализированного развития современной архитектуры против тенденции форсирования современного стиля через организацию сверху, через предвзятую конструктивную типологизацию всех ее форм. Борьба эта началась еще раньше, внутри Югендштиля и модерна, а затем проходит сквозь все развитие современной западной архитектуры XX столетия.

Резкий содержательный протест Г. Финстерлина против художественной реакционности сверхорганизованной архитектуры, против ее искусственности и мертвящего порядка вообще был замечательной стороной всей его концепции. Он называл это религией негативизма: страстью к выуживанию чистого духа…

, усматривающей цель человеческого развития лишь в предельной дематериализации и в прогрессирующем обеднении богатства предметного отношения к миру.

До сих пор мы строили так,- писал он,- как если бы завтра земля должна была умереть железной смертью.

Этот дух железности сковывает собой каждое дитя божье, доводя его до значения скелета некоего совершенно абстрагированного стиля. Современная архитектура искусственна, а не художественна (kunstlich nicht kunstlerich) и представляет собой, как говорил Г. Финстерлин, могучую опору искусственного оплодотворения и искусственного питания, дегенеративный период и смертоносная инкубационность которых странным образом становятся хроническими.

С теми или иными оговорками под этой критикой подписалось бы подавляющее большинство членов Стеклянной цепи — она соответствовала общей революционной и космической оппозиции всей группы ортодоксальному ответу эстетики западной архитектуры на запросы сверхорганизационного капитала. Лишь один трезвый голос в общем хоре напоминал о подобных запросах и одновременно резко диссонировал с космической, божественной, революционной и религиозной патетикой, объединявшей всех остальных, несмотря на отмеченные различия.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн