Сущность капиталистических отношений

Меркантильно-рыночная, бездушная и механическая сущность капиталистических отношений, их глубочайшая антихудожественность и антиэстетичность уже в XVIII в. сделали всю эту красивую видимость буржуазного предметного окружения объектом разоблачительной критики за ее лживость и лицемерие. Эта критика стала еще более справедливой и острой в XIX в. (особенно у Д. Рёскина и Р. Вагнера).

И все, что говорилось во второй главе первой части книги о социальной сути показных и украшательских форм вещей и архитектуры, конечно же, сохраняет свою полную силу не только по отношению к XIX, но даже и к XX в. Это были нестерпимо размножившиеся буржуазные метастазы низменной видимости таких форм предметного окружения.

Но они отнюдь не исчерпывали собой историко-культурной функции всех вообще изобразительных форм-видимостей, всей данной художественной типологии искусства нового времени. Существовала и высокая видимость красоты, та, которая вызвала к жизни великое искусство эпохи Возрождения и в последующие столетия оставалась в живописи, скульптуре, музыке, поэзии, театре, во всей высокоразвитой художественной культуре основанием дальнейшего прогрессивно-дифференцирующего развития мощных творческих потенций новой художественной реальности.

Как раз на XVIII в., на эстетику Канта и Шиллера приходится, как известно, глубокая философская аналитика этого центрального эстетического феномена, его культурной общезначимости и его обнажившихся противоречий.

И, говоря об обычных жалобах некоторых тривиальных современных критиков, что в мире исчезла всякая подлинность и что ради видимости пренебрегают сущностью, Шиллер посвятил тогда замечательные страницы защите гуманистического содержания истинной, самостоятельной и откровенной, как он ее назвал, прекрасной видимости в высоком искусстве. Так это и было на самом деле.

Ибо именно культура высоких бесконечно-дифференцировавшихся форм-видимостей предельно динамизировала зарождение и прогресс современного художественного сознания за счет избыточного зрительного освоения реальной действительности в объеме, намного превышающем потребности любого ограниченного образа жизни.

Comments are closed.