Структурно-формообразующее постоянство качества

Ибо только в этом случае все многообразие художественной реальности может схватываться творческим сознанием и проектироваться им как конструктивное произведение, т. е. как целое, не растворяющееся в дурной бесконечности. Таким новым принципом стал эстетический (конкретно-чувственный) принцип непрерывности.

Он был известен уже античному художественному сознанию, и особенно древнегреческим атомистам. Но в плане непосредственной художественной практики и особенно в области, синтезирующей архитектуру, живопись и скульптуру, впервые широко выразился именно в искусстве Возрождения и барокко.

Новаторскую философскую интерпретацию принцип художественной непрерывности получил уже в живописи Леонардо.

Огромное обобщающее, прогностическое значение этого открытия специально подчеркивается в упомянутой работе Б. Г. Кузнецова. Структурно-формообразующее постоянство качества динамической индивидуализации пространства (раздвигаемого до бесконечности), о чем мы только что сказали, это и есть, по выражению Б. Г. Кузнецова, себетождественность тела, обладающего различными пространственно-временными предикатами.

И если охватить мысленным взором всю живописно-архитектурную практику Возрождения, мы увидим, что это качество выразилось тут в двух важнейших, внутренне взаимосвязанных аспектах.

Прежде всего, это сам всеохватывающий живописно-изобразительный экспансионизм, т. е. активное заполнение всех архитектурных поверхностей реалистически-достоверными образами тел, движущихся в пространстве, образами динамического и индивидуализирующего материально-пространственного многообразия бытия.

Как правило, изображения располагаются на внутренних поверхностях культовых и светских помещений и перспективно-иллюзионистской передачей пространств земли, неба, площадей, изображенных архитектурных пространств взламывают границы замкнутых помещений, зрительно уничтожают их материальность, раздвигают внутреннее пространство до бесконечности окружающего мира.

Comments are closed.