Стилеобразующая ценность индустриальных форм архитектуры

По такому пути и пошла затем новая западная архитектура, а это было в постройках Гропиуса и А. Мейера их главным откровением. Сказанное подтверяедается и первыми — но уже вполне программными — теоретическими акциями раннего Гропиуса в Веркбунде.

Еще будучи ассистентом Беренса, он вырабатывает вместе с ним меморандум о типизации и индустриализации массового жилищного строительства (1910 г.), где повторение стандартизированных элементов прокламируется именно в их конструктивно-универсализирующем предназначении, как основа художественного единства, перевешивающего индивидуальные различия. В годы своего становления как самостоятельного архитектора-мыслителя (у Беренса и в Веркбунде) Гропиус как губка впитывает все центральные идейные установки Мутезиуса относительно господства духовной формы как обобщающего принципа для любых проявлений жизни.

Очевидно, одно материальное усовершенствование изделий,- повторяет он вслед за своим учителем на собрании Веркбунда в 1912 г., уже недостаточно для достижения победы в международном соревновании.

Технически превосходная во всех отношениях продукция должна быть пронизана духовной идеей, формой, чтобы обеспечить себе преимущество перед множеством сходных индивидуальных результатов. Именно такой конструктивно-организующей духовной форме, выражающей собственный смысл новейшего времени, и отвечают, по Гропиусу, ее новые выразительные средства: строго отчеканенная, лишенная какой-либо неопределенности общая форма, ясный контраст, порядок членений, последовательность одинаковых частей, единство формы и цвета, которые становятся эстетическим вооружением современных архитекторов-художников.

Наконец, полуабстрактный еще смысл этих определений исчерпывающе конкретизировался в последнем предвоенном выступлении Гропиуса с веркбундовской трибуны, в докладе Стилеобразующая ценность индустриальных форм архитектуры.

Comments are closed.