Специфика архитектуры

Мы сейчас увидим, почему, хотя вся книга Б. Дзеви и не идет дальше подобных абстракций, настаивание на деятельном человеке в пространстве как содержании архитектуры вовсе не тривиально для ее капиталистической практики и оказалось безусловно злободневным и в середине нашего века. Специфика архитектуры как искусства действительно определяется диалектическим взаимодействием в ней двух противоположностей — неподвижных конструктивных масс или структур пространственного ограждения и развертывающихся, протекающих в них динамических процессов человеческой деятельности. Совершенно так же, как в природном космосе, лишь наличие пустого пространства является условием и предпосылкой существования, движения и индивидуализации физических тел — все культурно-сформированное, но именно пустое пространство архитектуры при любой его огражденности является для общества физическим условием существования, движения и индивидуализации социальных тел и процессов.

Предлагаемой и допускаемой свободой перемещений в пустом пространстве архитектурных структур обусловливается, грубо говоря, исторически-конкретное количество степеней свободы для социальных взаимосвязей человека и всех социальных процессов (конечно, помимо политически-правовых аспектов свободы; однако недопустимо разрывать эти две предпосылки, ибо строй общества и его образ жизни глубоко связаны в том числе и с их архитектурной структурализованностью, и с этой связью мы так или иначе имеем тут дело постоянно). При этом само пространство архитектуры может как аналог пустоты интерпретироваться двумя разными концептуальными способами — как статическое пространство образующих его тел и как динамическое пространство человеческого движения и деятельности.

Comments are closed.