Совершенная конструктивная гармония красоты и художественных произведений

В отдельные эпохи органическое единство такого типа не достигается вообще. Но, повторяем, сама эта проблема не только исторически-локальная, но и общекультурная, и она заявляет о себе в любой сфере творчества, в том числе в архитектуре. Мы постигаем пространство и масштаб лишь в рамках конечных соотношений,- писал Гропиус.

— Именно ограниченное пространство — открытое или огражденное — есть медиум архитектуры. И это, конечно, верно.

Не совсем верно, однако, то, что Гропиус противопоставлял конечное якобы не опознаваемой бесконечности Вселенной и космического пространства, а также непонятным художнику и зодчему математическим абстракциям бесконечно большой и бесконечно малой величин.

Дело ведь не в математической абстракции бесконечности, а в неисчерпаемой комбинаторной множественности элементов и целостных структур творческого воображения художника. В его бытии снята природа природного целого, вследствие чего развитое таким образом воображение не может не устремляться к идентификации полного жизненного объема художественного целого с открытым нашему сознанию бесконечным универсумом природы и общества.

Совершенная конструктивная гармония красоты и художественных произведений во все эпохи, начиная с древнейших форм сознания и искусства, должна была играть и играла громадную роль в преодолении драматической, издревле волновавшей людей коллизии бесконечности окружающего природного космоса и конечности как самого человека, так и его созданий. В искусстве эта коллизия разрешается путем нерасторжимого сплетения разнообразнейших элементов семантически-изобразительного, жизнеподобного слоя и элементов единообразно-упорядочивающего слоя общей конструктивной целостности произведения.

Это и есть единство в многообразии, или конструктивная тотальность сложно-дифференцированного целого,- изначальный главенствующий закон всякой красоты, всякого подлинно художественного творчества.

Comments are closed.