Его эстетическая концепция не рассматривается в настоящей жиге, — но мы отметим только, что начальный период баухаузовского понимания единства искусства и жизни нисколько не выходил за рамки соборного синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и художественного ремесла, и будучи членом Рабочего Союза во имя искусства, Гропиус полностью разделял в тот период соответствующие установки Б. Таута. Соборность художественного синтеза в начальном Баухаузе, или культовость общенародной космической архитектуры в Рабочем Союзе во имя искусства,- это и было в тот момент общим для Б. Таута и Гропиуса символическим обозначением противоречивого стремления к тому, что, оставаясь целиком в границах искусства и во власти архитектора-художника, одновременно притязало на то, чтобы стать не искусством, общечеловеческим универсумом самой жизни.

Революционность ситуации усугубляла — для художника! — именно это противоречие, а не просто саму возможность или невозможность немедленного бракосочетания искусства и жизни.

Усугубляла тем, что перенапрягала сразу обе стороны: на стороне искусства допускала (и требовала) мысленное заполнение объема художественной формы содержанием всей реальной действительности, а на стороне жизни — мысленное превращение всех признаков ее формы в объекты художественно-творческого преобразования (поскольку революция и мыслилась как возможность неограниченного творческого переформирования всей жизни).

Логически и исторически такое противоречие разрешимо лишь в той мере, в какой формы жизни и формы искусства узнают друг в друге тождественные и равноценные объемы содержательных признаков и сочетаются в счастливой бесконфликтности творческого богатства культуры в целом.

Идеал соборности и общенародной культовости архитектурного единения жизни, каким он выступал в конце 10-х годов в рассматриваемых эстетических программах, и был стимулированной революцией духовной экстремализацией чаемого отождествления признаков пространственного искусства и народности в их полном объеме.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн