Смысл системы

А в той мере, в какой это достигается на основе формы,- и стандартизованные формы жизненных потребностей или процессов. В понятии типового промышленно-художественного образца это лишь две стороны одного акта социального формотворчества вещи, не существующие одна без другой.

Но они не просто соединяются, они взаимообусловливают друг друга; в данном случае — на вполне конкретной исторической основе организационно-массового промышленного образа жизни, охватываемой и регулируемой как упорядоченная система человеческого бытия.

Смысл такой системы реализуется, следовательно, лишь постольку, поскольку она способна охватить единым структурным планом социальное целое, возникающее, однако, из массы частичных и автономных функций (каждая из которых нуждается в своем полном проявлении). Таким образом, всему этому процессу присуща некая историческая парадоксальность социального синтезирования тенденции к максимальной массовой универсализации с тенденцией прогрессирующего развития автономных функций.

Именно разрешение в типовом стандарте противоречия между универсальностью и автономностью, репрезентация в нем одного через другое и есть основа эстетического символизма такой продукции, сама суть мировоззренческой функции ее предметного облика.

Чем меньше совокупность всех частичных функций жизни оторвана от общенародного плана всех социальных процессов и от их неотчужденной универсальности, чем больше и чем органичнее обусловливают они друг друга, тем менее ощутимы недостатки формально-интеграционной, компенсаторной роли типовых форм, тем более естественно и легко ассимилируются они эстетическим сознанием в качестве формообразующих граней общественного целого, утрачивая свою принудительную дисциплинарность.

По такому пути и развивалось типовое проектирование и строительство в социалистической архитектуре в свои лучшие периоды.

Comments are closed.