Бросается в глаза архитектурность подобных произведений, как бы демонстративное выступление живописной плоскости в роли изыскательского поля для всевозможных планировочно-пространственных вариантов прямоугольного свойства. Неслучайно отдельные композиции картин Дусбурга подчас чуть ли не буквально предвосхищают некоторые прямоугольные схемы строчной и свободной застройки, распространившиеся в коммунальном жилом строительстве, начиная с 20-х годов. Впоследствии Мис ван дер Рое признавался в прямом влиянии на него композиций Мондриана (особенно в планировке Иллионойского Технологического института), а Ле Корбюзье ощущал глубокое и плодотворное воздействие произведений Мондриана в разработке своей известной пропорциональной системы Модулёр.

Однако, сами живописцы Стиля не раз подчеркивали независимость возникновения абстрактного неопластицизма от практики архитектуры, духовный приоритет их живописи в определении эстетики универсального творчества.

Современная пластика живописи,- писал ван дер Лек в первом выпуске журнала Стиль,- не является производной от архитектурных принципов или следствием строительства и конструирования, напротив — она возникла как самостоятельная обобщенная манифестация пространства живописью, освобожденной от подражания природе.

Эта концепция была развита из искусства живописи и на основе живописи, которая схватывает жизнь во всех ее состояниях Действительно, дело обстояло именно так,- но только с точки зрения той историко-культурной традиции эстетических взаимовлияний между новой живописью и архитектурой, о которой мы говорили в четвертой главе.

Что же касается самоопределения техницистски-организационной линии данной взаимосвязи, то глубокие аргументы Оуда в пользу универсалистски-жизнестроительного прочтения открытий кубистической живописи читателю тоже уже известны.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн