Символизация новых качеств формы

То, что представляла собой в это время Европа,- зрелище послевоенной обнаженности острейших классово-экономических конфликтов и мощных революционных брожений, преломлявших воздействие на весь мир новой, социалистической России,- естественно, тем более до крайности гиперболизировало в глазах указанных художников миссию архитектуры как орудия реальной гармонизации хаоса. Напоминая об этой функции искусства, голландский архитектор и теоретик Оуд писал в 1921 г. в статье О будущей архитектуре и ее художественных возможностях, что никогда еще ранее ощущение жизни не было настолько внутренне динамичным, как сегодня, никогда не было так заострено контрастом своих даже чисто внешне выявленных противоположностей.

Никогда хаос не был столь велик.

Именно архитектура, наиболее важное, с точки зрения культуры, из всех искусств, призвана продемонстрировать практические возможности преодоления данной ситуации тем, что само ее существо заключается в создании форм, выражающих напряженное уравновешивание противоположных сил и. Новое мироощущение отразилось уже в футуризме с его попытками примирить средствами живописи время и пространство, а затем в кубизме, в котором идет борьба реализма с абстракционизмом и поиски абстрактно-конструктивистских форм. Как раз отказ от натуралистических случайностей облика натуры, стремление к строгости и локальности всех элементов формы и выявлению пространства чисто живописными средствами, с одной стороны, лишили кубизм права на существование в качестве станковой живописи, но с другой — обусловили его большое влияние…

на архитектуру будущего. Однако, символизация таких новых качеств формы, как чистота, структурность, строгость, универсальность, геометричность, экономизм, подразумевает в сфере архитектуры не расплывчатые, а уже вполне определенные материально-технические, индустриалистические эквиваленты.

Comments are closed.