Школа кубизма

Такими были, в частности, композиции Пикассо (Женщина с мандолиной, Скрипки, Тореро и др.), Брака (Португалец, Игрок в карты, Натюрморт), Купальщица Глеза. Своеобразие раздробленных и хотя с большим трудом, но еще узнаваемых изобразительных элементов целиком заслоняется тут торжествующей неизобразительной конструктивностью плоско-геометризованных форм, чьи универсальные законы строения как бы непосредственно, зрительно формируются на живописной плоскости. Показательно, что выразительные возможности цвета и колоризма отступали тут далеко на задний план художественных задач.

Сдержанная гамма преимущественно охристых, серых, коричневых и зеленоватых тонов играла роль специфического экспрессивного средства для вящего обнажения дифференцированной плоскостной конструкции. Ближайший источник возникновения идей конструктивизма,- признавал в 30-е годы Габо,- кубизм, хотя он носил характер скорее отталкивающий, чем привлекательный.

Школа кубизма была вершиной революционного процесса в искусстве, начатого уже импрессионистами в конце прошлого столетия. Можно оценивать отдельные произведения кубистов как угодно, но неоспорим тот факт, что влияние идеологии кубизма на умонастроение художников в начале текущего столетия не имеет себе равных по силе и отваге.

Собственно художественный общекультурный механизм реализации кубистической задачи заключался в игре тем, уже радикализировавшимся, пространственным функционализмом плоских поверхностей, который был рассмотрен нами в четвертой главе. И необходимые выводы из совершившейся метаморфозы не заставили себя долго ждать.

Между 10-ми и 20-ми гг. быстро развились совершенно новые, невиданные ранее типы художественной продукции – полу изобразительные трехмерные (стереометрические) конструкции из плоских и иных геометрических форм. Это были рельефы, контррельефы, скульптуры и просто конструкции — своего рода специализированные демонстрации авангардистского перехода от живописи к архитектуре.

Comments are closed.