Тем более отныне архитектурность чаяния будущего становится доминирующим качеством важнейших конструктивных утопий архитектуры последующих десятилетий (т. е. всех реальных концепций современной западной архитектуры, настаивавших на максимальном универсализме своего формообразования). Все цитированное выше провозглашалось уже в накаленной обстановке классовых боев и пролетарских революций, потрясавших центральную Европу, ее наиболее крупную страну — Германию, а также Австрию, Венгрию, Чехословакию, после того, как здесь и во всем мире отозвались могучие волны Великой Октябрьской социалистической революции в России.

В ноябре 1918 г. свершается Ноябрьская социалистическая революция в Германии, в декабре в Берлине собирается 1-й Всегерманский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В январе 1919 г. реакция кровавой расправой подавляет власть Советов (убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург), но весной того же года побеждает и живет два месяца Баварская Советская республика.

Прогрессивные либерально-демократические силы одерживают вверх в Веймарской республике — столице искусств (где в 1919 году открывается Государственный Баухауз). Аналогичные события происходят в 1918-1919 гг. в Австро-Венгрии.

С марта по август 1919 г. героически держится Советская власть в Венгрии, в середине того же года Советская республика провозглашается в Словакии. Все эти пролетарские революции, восстания, классовые схватки, крупные и меньшего масштаба, наполняют центральную Европу того времени небывалой революционной атмосферой.

Напомним, что период 1917-1923 гг.- это также время рождения коммунистических партий в десятках стран мира. Одной из самых мощных была в 20-е годы компартия Германии, и влияние ее идеологии, разумеется, не могло не сказываться, прямо или косвенно, на духовном состоянии передовой художественной интеллигенции.

Впрочем, и в эти кульминационные годы пафос народного и общеловеческого энтузиазма носит у буржуазного зодчего-мыслителя, как правило, абстрактный и идеализированный характер.

Комментарии запрещены.