Не вмещаясь в своем полном объеме в узко-потребительские рамки, богатство объективных потребностей и производительных способностей человека реализовывалось в универсализировавшемся общественном обмене через общезначимую типологию изобразительных видимостей жизни и специально еще разрабатывалось внутри искусства. Это обеспечивало не только потенциальную, но и практическую возможность визуального овладения любыми содержательно-конструктивными аспектами новой действительности, данными в своей многосторонней связи и взаимообусловленности.

Поскольку же сама природа капиталистического товарного производства стимулировала нескончаемое увеличение и смену актуального ассортимента вещей, в том числе и вещей художественного производства, избыточность такого способа освоения мира детерминировалась и экономически. В результате нескольких столетий все убыстрявшегося развития этого процесса привели (к XIX и XX вв.) к чрезвычайному усложению и утончению способности человека к зрительной переработке широчайшего жизненного материала, развили в его творческом сознании замечательные по своей избыточности, комбинаторной дифференцированное и эвристичности возможности зрительного конструирования любых содержательных образов реальности.

Связанные с этим закономерности развития художественной культуры и выражали действие открытых, динамизирующих тенденций в ней — одновременно, но вместе с тем и вопреки сплетенному с ними действию закрытых тенденций утилитаристски-механического и конформистского овеществления практики. Можно было бы, по-видимому, показать, что интерпретация на фресковых плоскостях положения тел в архитектурном пространстве выступала как бы ключом к аналогичному изобрази — тельному преобразованию внутренней и внешней архитектуры сооружения.

Но мы не можем задерживаться сейчас па этом вопросе специально, хотя тема архитектурных фресок Ренессанса отчасти еще возникнет здесь. Остановимся па эстетическом феномене изобразительно-картинной плоскости как стянутого реального пространства тел и архитектуры.

Для нас это наиболее интересно.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.