Религиозно-идеологическая ортодоксия европейского средневековья

Сохраняя нерасторжимую связь двух своих главных слоев, художественное творчество на время, иногда на длительный исторический период переносит главные содержательные акценты на функцию элементов того или другого слоя, экспрессивно гиперболизируя либо индивидуально-дифференцирующую, либо надиндивидуально-конструктивную организационную функцию общей гармонии своих произведений. История искусства наглядно свидетельствует об этом. В течение нескольких столетий религиозно-идеологическая ортодоксия европейского средневековья и связанное с нею искусство относили связь человека и бесконечного космоса к незыблемому порядку божественно-предустановленной гармонии мира.

Огрубляя сложную, противоречивую художественную практику этой эпохи, можно сказать, что это и отразилось в средневековом искусстве в преобладании упорядочивающего канонизма структур над личной конструктивной гармонизации целого.

Для глубоко спиритуалистического сознания силы, определяющие типологию такой гармонии, носили вне пространственный и внематериальный (а потому и статический, неподвластный изменениям) характер. С развитием рационалистически-светского и индивидуалистического миросозерцания Ренессанса происходит быстрый слом этой средневековой типологии, место которой занимает растущий динамизм микро-индивидуализированных характеристик художественного целого.

Бог, божественное превращается в псевдоним одновременно немистифицированной бесконечности Вселенной и бесконечной субъективности самостоятельного индивида. Задача состояла теперь в том, чтобы найти новые художественные средства и формы их взаимообратимого отождествления в рамках конечного целого произведений искусства.

И мы привлечем сейчас внимание читателя к тому, каким именно образом разрешение этой задачи в искусстве Возрождения вызывает к жизни ту непрерывную художественную реальность, новый тип которой, зародившись, тут, был передан через несколько столетий также и искусству современной архитектуры Запада.

Comments are closed.