Нечто предметное изображается в таких композициях постольку, поскольку оно наглядно строится как новая пространственная вещь, символизирующая конструктивно-организационный пафос. Такой была и созданная Габо серия голов и торсов (1915-1918).

Большое число плоских и искривленных поверхностей взаимно пересекалось здесь под разными углами, образуя стереометрически-сквозную пространственную конструкцию тел, с которых как бы сняты внешние (индивидуализирующие) оболочки. Опять-таки можно сравнить это с известными геометрическими и стереометрическими анализами тех же голов в рисунках художников Возрождения, которые, однако, были подчинены противоположной цели — изысканию возможностей изобразительной индивидуализации природных форм.

Указанные композиции явились как бы первой ласточкой возникновения общезначимой абстрактно-конструктивистской типологии. Той типологии, которой вскоре суждено было войти в плоть и кровь всего эстетического сознания новейшего индустриального общества.

Характерные грани такого сознания запечатлены и в так называемом Реалистическом манифесте братьев Габо и Певзнера.

Он появился в виде печатной листовки в Москве, в 1920 году, но прокламировал вполне прозападнический комплекс соответствующих художественных установок.

Тупик, в котором застряло искусство в результате последних двадцати лет исканий, должен быть проломан,- писали авторы манифеста, разъясняя, что это — тупик распадающихся форм, водоворот распада, из которого не смогли, якобы, вырваться импрессионизм, кубизм, футуризм и супрематизм. Расколотый вдребезги мир… не может удовлетворить нас, уже произведших революцию, нас, строящих, нас, творящих и созидающих.

Но с социалистической революционностью искусства это отнюдь не было связано. Энергетическое действование искусства принципиально отворачивается от обессмыслившейся живой действительности, срывает с вещей все случайное и местное во имя обнаженного ритма сил, превозносит прозаическую повесть, называемую жизнью, но только в предельно надличной конструкции форм

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн