Мы увидим на материале этой главы, какие глубокие линии художественной и идеологической преемственности — прогрессивные и консервативные реакции на них протягиваются от возрожденческой свободной субъективности, бесконечного многообразия жизненных связей, изобразительной видимости, картинной плоскости, динамического созерцания и т. п. в сферу современной буржуазной эстетики архитектуры. С началом быстрого развития капиталистической практики современное действие двух факторов — усиливающегося товарного овеществления быта и свободной субъективно-индивидуализирующей рефлективности в постижении форм предметного мира — стало выражаться в быстром нарастании различительной, просвечивающей, отражательной, олицетворяющей, украшающей, демонстративной и представительской экспрессивности обликов этих форм. Выявление таких качеств начинается в позднем средневековье и набирает огромную эстетическую энергию уже в XV-XVII вв., распространяясь на весь мир предметных форм — мебель, посуду, всевозможную утварь, одежду человека, его украшения, оружие, повозки, корабли и машины, жилые дома и общественные здания, их внутренние и наружные стены, полы и потолки, фонтаны и монументы.

Процесс этот набирал свою силу и дальше, пока, наконец, в XIX в. не привел к тому, что буквально каждый квадратный метр, дециметр и даже сантиметр любой предметной поверхности оказывается изобразительно-изукрашенным, становится одной из бесчисленных ячеек общей заполненности всей предметной среды картинами для глаза. Последняя превращается, в своем внешнем выражении, в тотальную, но бес — конечно дифференцированную картинную видимость.

И эта видимость стала столь хороша не потому, что она была важнее истины, если вспомнить цитировавшиеся слова Райта, а потому, что она была истиной этого существования. Буржуазное общество с безоглядной инстинктивной страстью утверждало эту реальность, наслаивая ее поверх физически-утилитарного вещества жизни.

И естественно предположить, что здесь сознательно или бессознательно делалось дело огромной историко-эстетической важности.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.