Промышленные здания

Только посредством типизации, понимаемой как результат благотворной концентрации, можно снова обрести путь к достижению общезначимого и жизнеспособного художественного вкуса. До тех пор, пока не достигнут исполненный такого вкуса всеобщий и высокий уровень творчества, нельзя рассчитывать на действенное распространение немецкой художественной промышленности за пределами наших границ. Мутезиус напоминал аудитории, что расцвет архитектуры во все значительные культурные эпохи неизменно сопровождался стремлением к установлению совершенно одинаковых решений, когда все поколение инстинктивно или сознательно нацелено на достижение именно типового результата.

Такая ситуация как раз и становится характерной для современного промышленного строительства и всей индустриальной продукции.

Промышленные здания, пароходы, турбины, фотоаппараты и т. п.- все они достигают сегодня уровня совершенного типа, говорил он, который и становился ядром нового стилевого единства практики.

Причем, эстетическое основание этого единства сугубо жизнестроительно и противоположно способу общения людей с такими искусствами, как музыка, живопись или поэзия.

Тут торжествует цель для жизни, которую и выражает теперь новый принцип архитектурно-технического синтеза. Именно архитектура, как ритмическое формообразование наших повседневных жизненных потребностей,- снова напоминал Мутезиус о главном идеале,- образует сегодня то прочное основание, на котором оказывается возможным воздвижение всей внешней формы жизни Последовавшая вслед за тем дискуссия показала, насколько резко были поколеблены традиционные аксиомы буржуазного гуманизма таким определением новых задач искусства.

Страстным оппонентом Мутезиуса выступил Генри ван де Вельде, сформулировавший свои десять контртезисов.

Его замечательные возражения сводились к одной центральной мысли — противоестественности и недопустимости поглощения многообразных импульсов органического художественного процесса предустановленным каноном типа.

Comments are closed.