Она выполнила отрицательную работу очищения искусства так, как если бы, очищая корпус корабля от бремени органических наслоений, грозящих ему полной неподвижностью, распорядители и рабочие содрали бы вместе с ними и саму внешнюю обшивку судна, представив взору его здоровый пространственно-конструктивный каркас. Это очень подходящий образ, ибо искусство на рубежных этапах своего преобразования всегда, в той или иной степени, вынуждено производить сходную очистку или даже полную замену внешнего корпуса своей формы, подчеркивая на время фундаментальность ее внутренней структуры. Эстетика Стиля извратила слитность внешней и внутренней формы искусства, объявив ее не индивидуализируемым и антиорганическим тождеством.

Но при этом направлялась моментом чрезвычайной эстетической важности — убеждением в том, что рождение подлинно современной (для XX столетия) архитектурно-художественной формы невозможно без рационалистической и универсально-структурной переориентации качеств ее пространственности, пластичности и цветности. Вторая грань постановки проблемы современного художественного языка применительно к архитектуре (связанная с первой) выражается в значении самой дисциплинарной аналитики новых элементов и новых правил этого языка.

В своем курсе и в лекциях Дусбург подчеркивал именно аналитически-дисциплинарный смысл законов формообразования, необходимость научной классификации и изучения его элементов и взаимосвязей. С началом 20-х годов эта установка не случайно становится доминирующей во всей сфере художественного авангарда.

Ее разделяли все ведущие мастера Баухауза — Иттен, Моголи-Надь, Кандинский, сам Гропиус и другие.

Теоретики и специальные лаборатории пристально анализировали пространственно-пластический язык новой формы в московском ВХУТЕМАСе.

Сюда же относились анализы формальной школы в литературоведении, теория монтажа и киноглаза, биомеханика театрального конструктивизма и др.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.