Проблема индивидуализации конструктивного целого

Теоретикам современной архитектуры хорошо известно, что наиболее сложные принципиальные эстетические проблемы возникают при подходе к ней не как к простой сумме ее разных слагаемых, а как к сложно-дифференцированному, противоречивому, но наделенному достаточными стимулами для прогрессивного развития интегративному целому. Это целое есть своего рода социально-художественный организм архитектуры, изоморфный не только всей порождающей его историко-художественной традиции искусства, но также единому организму того, что мы называем обществом, как говорил Гропиус, и, еще более широко, самой жизни. Собственно, все большие социальные модели архитектуры, все ее утопии, от прошлых до наисовременнейших, всегда имеют в виду именно такие ее интегративные организмы.

И у нас еще будет возможность конкретно ознакомиться с этим во второй части книги на материале архитектурных утопий Стеклянной цепи и голландского конструктивизма группы Стиль. Подходя с таких позиций к эстетике западной архитектуры, мы неизбежно выходим за узкие пределы утилитарных стимулов, обусловливающих ее частные формы, и стараемся, насколько это возможно, выявить некоторую общую модель исторической трансформации этой эстетики в целом.

Выше мы подробно рассматривали новаторство современной западной архитектуры в прямой зависимости от быстрого развития в XIX-XX вв. тенденций универсализации материального производства, демократических социальных взаимосвязей, универсального освоения природы и творческих сил самого человека, данных в их пространственно-вещественном выражении.

Постулирование свободного пространства общественных взаимосвязей в качестве новой формообразуемой реальности архитектуры очень скоро было прочитано воображением передовых зодчих и теоретиков искусства (уже впитавших в себя в начале XIX в. принципы романтического идеала искусства) как требование потенциальной и актуализуемой бесконечности содержания и формы нового искусства.

Comments are closed.