Основная заслуга принадлежала здесь целиком Тео ван Дусбургу. В 1920-1921 гг. призрак конструктивистской систематизации чистых элементов формообразования в буквальном смысле слова носился по авангардистскому фронту искусства, олицетворяемый этой примечательной фигурой.

С лихорадочной активностью Дусбург ищет и находит в это время все более точное подразделение коренных принципов, оснований конструктивистской методологии творчества и, одержимый открывшейся ему логикой, пропагандирует значение новой дисциплины в многочисленных лекционных выступлениях в Бельгии, Франции, Италии, Германии.

Эти выступления состоялись весной 1921 г. и были тем импульсом, который способствовал быстрейшему осознанию лидерами архитектурного авангарда Европы того, к чему они тоже стремились, но еще не представляли себе с такой ясностью и системностью. Не подлежит сомнению, что и Ле Корбюзье, создавший в 1922 г. свой первый конструктивистский проект трехмиллионного города на основе эстетики прямого угла и чистого геометризма прямоугольных объемов, испытал за год до этого всю силу указанного открытия.

И хотя в последующие годы грандиозные конструктивистские проекты, многочисленные сооружения и литературные выступления Ле Корбюзье сделали его лидером нового направления, они не могут заслонить решающего влияния Дусбурга, в частности, на творческую биографию и этого мастера. Особенно велико было влияние идей и курса Дусбурга в Германии.

Еще в конце 1920 г. происходит первая встреча Дусбурга с Гропиусом и А. Майером в берлинском доме Б. Таута.

А в январе 1921 г. Дусбург впервые встречается с коллективом гропиусовского Баухауза в Веймаре при посредничестве критика Адольфа Бене и кинорежиссера Ганса Рихтера. После лекционной поездки по странам Европы, весной того же года Дусбург снова возвращается в Веймар, создает тут издательский отдел Стиля (где теперь продолжал печататься журнал), завязывает реальное сотрудничество с Баухаузом и выезжает с лекциями в крупнейшие города Германии.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.