Призрачность стиля в методе и системе абстрактного конструктивизма

Что касается собственно дусбурговского метода научно-математической объективизации универсальной духовности художника, то после второй мировой войны, в 50-е годы, он был заново развит в теоретических работах и произведениях одного из крупнейших представителей конкретного искусства, швейцарца Макса Билла, Со смертью Дусбурга в 1931 г. группа Стиль прекращает свое существование и влияние ее идей резко идет на убыль, заглушаясь как более мощными воздействиями творчества Ле Корбюзье и концепции Баухауза, так и наступившей вскоре классицистической реакцией 30-х годов. Мондриан пережил Дусбурга на полтора десятилетия, последние его печатные выступления увидели свет в первой половине 40-х годов. Но пропаганда абстрактно-конструктивистского неопластицизма осталась в них совершенно такой же, что и в 20-е годы.

К тому времени Мондриан обосновался в США и зрелище нового величайшего кризиса капиталистической системы и катастрофы второй мировой войны только усугубило его утопическую веру в исключительность универсально-гармонизующей, спасительной миссии своей художественной концепции. Разве сама эта внутренняя неизменность эстетики Стиля от первых и до последних выступлений ее первооткрывателей, неподвластность ее идейного ядра каким-либо внешним воздействиям не свидетельствует сама по себе о самоисчерпании в ней какой-то очень определенной историко-художественной задачи, которую она осознала и решила?

Выше мы анализировали своеобразие этой задачи, условиями которой были закономерности объективного исторического процесса, знаменовавшие собой утверждение надлично-универсалистских и рационально-технологизированных форм капиталистической практики.

Рационалистический художественный авангардизм интимнейшим образом отозвался на структурно-формообразующий аспект этой эпохальной необходимости.

Но Стиль, прежде всего в лице Мондриана и Дусбурга, оказался в плену обманчивой ясности задачи и напрашивающихся, отвлеченно-структурных ее решений.

Comments are closed.