Признаки ренессансной модели

То, что мы кратко охарактеризовали сейчас в этом разделе — единство основных содержательных и формальных признаков ренессансной модели изобразительно-картинной плоскости,- явилось не чем иным, как основанием новой, художественно-символизирующей роли изобразительного станковизма в процессе передачи возраставшей сложности как общей пространственной картины мира, так и способов ее человеческого освоения. Оперирование динамичными пространственными представлениями о действительности, отнесенными к аналогичной развитости субъективной культуры зрительного восприятия и переработки жизненного материала, стало в живописи XV — : XVIII вв. едва ли не центральным содержанием художественного обобщения реальности.

И, конечно, совсем не трудно констатировать общее глубокое соответствие этого содержания быстрому объективно-историческому усложнению в эти столетия всей системы пространственных : связей человека с природой, с общественной действительностью, со всем разнообразнейшим составом их объективных предметно-вещественных признаков.

Чрезвычайно показателен в этом отношении пространственный символизм широко разрабатываемых в это время в живописи экстерьерных, интерьерных и ландшафтных композиций именно как образов пространственной глубины, пространственного расположения, направлений и характеристик образующего их предметного контекста. Так, в итальянской живописи эпохи Возрождения замечательны экстерьерные композиции, где господствует как бы взгляд снаружи внутрь и символизируется прежде всего организованный космос социального быта.

Позднее, в пору расцвета голландской живописи, детальную разработку получает интерьерное пространство человеческой жизни, и окружающая среда переживается как бы изнутри наружу, раскрываясь постольку, поскольку личность в состоянии продолжить зрительно пространство частного быта за пределы стен, через раскрытые окна, галереи и т. п.

Comments are closed.