Признаки перерождения

Известные положения из вышедшей в начале века книги А. Гильдебранда Проблема формы в изобразительном искусстве, где даже процесс созидания круглой скульптуры интерпретировался как последовательное развитие в глубину и высвобождение плоскостных представлений и плоскостных масс материала, тоже являются характерным эстетическим документом того же рода. Решающие признаки перерождения авангардистского станковизма в архитектуру — как художественной актуализации прежде всего неизобразительного геометрически-пространственного конструктивизма плоскостной формы, переживаемой в качестве экранированной видимости структуры реальных пространственных отношений, отчетливо выразились в первые десятилетия века в творчестве самого широкого круга художников.

В той или иной степени мы видим их в живописи Пикассо и других кубистов, Малевича, Татлина, Дусбурга, Мондриана, Фейнингера, Леже, в ранней пластике Габо и Певзнера и многих других. Эта линия в дальнейшем уже не прерывается.

Наконец, самые ригористические заявления тех лет о концептуальном происхождении эстетики современной западной архитектуры из открытий живописного авангарда — при всех спекулятивных издержках подобных заявлений — следует принимать вполне серьезно.

Так утверждали интерпретаторы революции кубизма, таково было основание архитектурной эстетики лидеров абстрактного неопластицизма группы Стиль, Мондриана и Дусбурга. Об этом же свидетельствует сплав живописных и архитектурно-конструктивных устремлений в творчестве большого числа значительных художников всего указанного периода возрождение, в определенном смысле, ренессансоподобного перехода у них от живописи к архитектуре и обратно.

Таков, например, творческий опыт Беренса, ван де Вельде, Дусбурга, Малевича, Татлина, Ле Корбюзье, таково же главное в концепции и художественной практике Баухауза.

Comments are closed.