Принципа плоского экранированного пространства

Так, господство принципа плоской экранированное пространства (после конструктивизма 20-30-х годов) ярчайшим образом выразилось в типологизирующей экранной экспрессивности гигантских стеклянных стен-занавесей, во всей школе Миснан дер Рос и общезначимости ее принципов в западной архитектуре конца 30-60-х годов. Еще более широкий концептуальный смысл во всей эстетике современной архитектуры принадлежит, как известно, натурализованной реальности света как мощному средству развернутого пространственного функционализма.

И этот признак, определенный Гегелем как собственный физический принцип живописи, как всеобщее средство видимого проявления предметности и основа прогрессирующей идеальности и духовности искусства нового времени16, прямо отсылает нас к рассмотренной традиции. На развитой игре отражательных, просвечивающих, преломляющих и т. п. характеристик пространственно-световой экранированности плоских поверхностей стекла целиком построен эффект таких образцовых техничистских символов современной архитектуры, как, например, созданный Э. Саариненом комплекс исследовательского центра компании Дженерал Моторс в Детройте.

Но и более конкретные проявления сильных органически-натурализующих тенденций внутри архитектуры не заслоняются полностью техницистским фетишизмом.

Подобно тому как соответствующие признаки сохраняются, скажем, в авангардистской живописи Пикассо, Модильяни, Матисса, Клее и других, они сохраняют свое, подчас громадное, значение и в сфере эстетики современной западной архитектуры. Наиболее яркий тому пример — принципиальный антитехницизм концепции органической архитектуры у Райта.

Эти же тенденции ярко проявили себя в творчестве позднего Ле Корбюзье, они преобладали у того же Э. Сааринена, К. Танге, равно как и еще у целого ряда других мастеров.

Comments are closed.