Принцип непрерывности в творчестве Ле Корбюзье

Специалистам, конечно, известны наиболее характерные примеры непрерывного формообразования в западной архитектуре последних десятилетий. Мы ограничимся лишь несколькими свидетельствами на этот счет, принципиальными в эстетическом отношении. Несомненно, большая роль принадлежала принципу непрерывности в гениальном творчестве Ле Корбюзье: в пространственно-плановой организации его вилл, в пластической концепции Капеллы в Роншане, в его фасадных структурно-пространственных решетках и т. п. Своего рода визуальную форму пластической непрерывности пространства Корбюзье осуществил в композиции объемов для целей досуга на крыше-террасе знаменитой коммунальной единицы в Марселе.

Когда это здание было открыто в 1953 г., то именно здесь состоялось торжественное празднование 25-летнего юбилея СИАМ.

Веселая толпа, двигаясь по террасам разных уровней, огибая криволинейные формы и направления этого ансамбля, неожиданно прояснила, по замечанию одного из участников, его глубокую художественно-коммуникативную идею.

Гропиус тогда сказал, что архитектору, который не находит эту композицию прекрасной, лучше было бы не прикасаться больше к чертежным принадлежностям. В другом специфическом проявлении тот же принцип непрерывности пронизывает известную пропорциональную систему Модулср — венец усилий Ле Корбюзье по синтезированию противоречивых художественных, технических, экономических и социальных факторов строительства.

При этом он выдвигал в качестве программного положение о том, что полная гармоническая обратимость сложно-градуированной шкалы геометрических и числовых пропорций (отнесенных к масштабу человека) впервые даст в руки архитекторам всех стран такой же универсальный инструмент для дифференцированного и вместе с тем интегративного выражения через форму всех аспектов человеческого содержания строительства, каким для музыки последних столетий стала модулированная звуковая гамма.

Comments are closed.