Принцип движения

Воодушевляло открытие путей…к величественной цели, которая заключается в том, чтобы обрести в архитектуре отражение космоса, более непосредственное, прямое, более универсальное, чем это было возможно в прошлые эпохи, ибо именно тут заключены начала и концы той великой архитектурной идеи, которую мы стремимся выразить,- как это формулировал Василий Лукхард.

И надо сказать, что в отличие от чисто архитектурных, в большой степени формальных умозрений на сей счет главы объединения, некоторые другие его члены проявили завидную способность к весьма широкой эстетико-философской постановке проблемы.

Так, упомянутый сейчас В. Лукхард интересно развивал свои мысли о возможности передачи архитектурой чувства великого единства и пульсации природы через принцип движения (объективно или в нашем восприятии), объединяющий жизнь бесконечного множества единичных мотивов. Не способно ли и воздействие архитектурного произведения порождать в нас такие же природные чувства?

— ставил он вопрос, указывая, что прогностические открытия как раз такого рода явились ему в созданном Г. Пёльцигом Большом зале театральных представлений в Берлине (1919 г.) Я полагаю, что каждое художественное произведение,- писал В. Лук-хард,- в том числе и произведение архитектуры, которое хочет быть отражением природных форм, должно перенимать у них также и принцип движения…

Я вполне могу представить себе, как в сооружении, свободно стоящем на природе, его формы не покоятся неподвижно относительно друг друга, но находятся в могучем динамическом взаимоперемещении или взаимопроникновении так, что различные линии этого движения перекрещиваются или борются одна с другой…

но именно так,- и это представляется мне особенно важным,- чтобы каждому такому действию соответствовало мощное противодействие и одно художественное решение не подавляло все остальные.

Comments are closed.