Преобладание вещистского пафоса

Развертывая все конкретные грани этого идеала, Мутезиус жил страстной надеждой на вступление в своего рода художественный век, утверждая, что только в таком случае (в случае перехода и Германии из научного XIX в. в век художественный) смогут найти свое осуществление актуальные потребности эпохи. Нетрудно видеть, насколько общий смысл эстетической программы Веркбунда, как ее разъяснял Мутезиус, далек от абстрактного технологического рационализма или машинного стиля.

Более того — современное искусство меньше всего было для Мутезиуса порождением лишь научно-технического духа или естественно научного века. Напротив, он связывал с ними как раз господство рассудочно-мертвого стилизаторства и только в радикальном преодолении полной оккупации сознания научными и техническими идеями, в реабилитации эмоционально-духовного принципа формы усматривал суть художественной революции в промышленности Но столь же нетрудно заключить об огромном весе во всей этой программе тенденций закрытой системы для целей художественно-промышленной интеграции капиталистической современности начала века.

Безусловность преобладания вещистского пафоса, первостепенная жизнестроительная роль, отводимая здесь дисциплинарным и формально-упорядочивающим закономерностям архитектонической структурализации реальности, отвлечение подобного формообразования от его индивидуализируемых проявлений и прокламации прежде всего его над индивидуальной организационной сущности, наконец, резко консервативная установка на продление в современность прошлой буржуазной типологии форм устойчивого быта свидетельствуют о том со всей отчетливостью. И Мутезиус и передовые лидеры Веркбунда сознательно уступали в данном случае мощному давлению не только ремесленно-консервативных, но и сугубо реакционных устремлений большой части веркбундовского актива, в том числе представителей монополистической индустрии и экономики.

Comments are closed.