Признавая огромное влияние идей и произведений Райта на становление новой европейской архитектуры, Оуд писал, что такие типичные черты райтовской архитектуры, как сдвинутые и пересекающиеся плоскости, выступающие плиты и перекрытия, выступающие и западающие массы, доминирование горизонтального развития и т. п.- т. е. черты конструктивной рационализации структуры формы,- имели, однако, в Европе самостоятельный источник формирования, заключенный в концепции кубизма. Кубизм в архитектуре — тут не должно быть никакой неясности возник совершенно самостоятельно, абсолютно независимо от Райта, как общий метод живописи и скульптуры и отражение некоего единого внутреннего устремления художников.

Больше того: кубизм и теория Райта не только различны — они диаметрально противоположны друг другу. Идеи райтовской архитектуры питаются традицией американского трансцендентализма и романтизма, избытком чувства жизни и органической пластичности, в то время как кубизм — пуританским аскетизмом, духовным воздержанием, сознательным самооттеснением вплоть до границы абстракции, которое стимулировалось совершенно иным идеалом Каким же именно?

Да все тем же, неумиравшим для Западной Европы многовековым идеалом классического рационализма (или рационалистического классицизма), идеалом интеллектуализированного порядка, строго обусловленной субординации частей и целого как системы взаимосвязанных соотношений внутри целого. Последняя и воспринималась неизменно как эталон совершенной красоты.

Кубизм ведь и явился демонстрацией превосходства отвлеченных субординационных отношений структурных элементов целого над индивидуализированной конкретностью предметов.

Рационалистический и аскетический авангардизм конца XIX начала XX вв. был, по Оуду, лишь переходным этапом устранения старой и построения новой системы упорядочения вещей.

Понятие контрастности и ценности соотношений было перенесено из старой системы в новую и использовано на ином уровне развития.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн