Поколение художников

До тех пор, пока художник еще необходим Веркбунду и пока он оказывает на лик этой организации вполне определенное влияние,- говорил ван де Вельде,- он будет протестовать против любого вторжения канона или типизации. Художник, по сути своей пламенный индивидуалист, свободный и спонтанный творец, а из свободных творений никогда нельзя вывести какую-либо дисциплину, подчиняющую их определенному типу или канону. Художник инстинктивно не доверяет всему, что могло бы стерилизовать его действия, не доверяет каждому, кто выдвигает некие правила, которые могли бы воспрепятствовать реализовать его идею до ее собственного свободного завершения, или кто стремится подчинить его стихии общепринятых форм, в которых он сам видит всего лишь маски, прикрывающие неспособность творить подлинную добродетель.

Этот протест был поддержан многими, в том числе и Беренсом.

Ван де Вельде тоже признавал императивное давление на художника объективных потребностей эпохи, более сложных, чем его индивидуальные желания и мысли, надличной идеи какого-то нового стиля (второй тезис).

Для него неприемлемо другое — преждевременное и программируемое установление форм такого стиля через тип, раньше, чем их новая общезначимость разовьется сама и будет подхвачена усилиями многих поколений художников.

Требование видеть установленным вполне определенный тип еще до наступления такого стиля — это то же самое, что стремление обрести действие раньше вызывающей его причины.

Это значит убить зародыш еще в яйце. Это значит уже сейчас остановить это богатое, многостороннее творческое вдохновение,…

сковать посредством типизации…

максимально возможное дифференцированное проявление красоты. Такие аргументы развивались в 5-8 тезисах.

Наконец, в последних двух столь же категорически напоминалось, что ничто благое и задушевное, никакая художественная качественность не обусловливается духом экспорта, не создается в простой оглядке на экспорт.

Comments are closed.