Переживание культурного пространства архитектуры

И во второй половине XIX, а особенно в начале XX в. проблема создания пространственно развитой сети скоростных магистралей входила важной составной частью в основание современной западной архитектуры и ее эстетики. В то же время из сказанного вытекает, что при любом увеличении подвижности, динамичности и изменчивости человеческих процессов основные, конструктивно-несущие массы и структуры в архитектуре должны оставаться неподвижными. Движущаяся архитектура, если она вообще возможна, представляла бы собой нечто полностью уподобленное машине и ликвидировало бы архитектуру в ее земной культурной специфике.

Переживание культурного пространства архитектуры обнимает собой связанность как бы трех различных пространств: заполненного вещами пространства зданий и города, пространства окружающей природы и пространства индивидуального и коллективного поведения самих людей — в контрастах неодинаковой статики и динамики всех этих слагаемых. Слитность такого пространства заполнена всеми градациями от опредмечивания психики в вещах, зданиях и целом городе до их обратного развеществления в характерных эмоциях, состояниях и типологии повседневного поведения — людей в данной предметной среде.

Эту жизнь архитектуры мы ощущаем, например, в хороших кинематографических воплощениях шекспировских пьес, наблюдая, как действо людей эпохи Возрождения, этих сильных личностей, придворной или городской толпы, все их интриги, поступки, движения, жесты, вещи органически размещаются и развертываются в продолжающих их помещениях замка или на городской площади, в башнях, на лестницах и площадках и как контраст между драматической подвижностью людей и не менее драматической неподвижностью архитектурных форм дополняется разрешающим его динамизмом живой природы — рваных облаков на небе, рокочущего прибоя, порывов ветра и гнущихся деревьев.

Comments are closed.