Переход от бесконечности к новым конструктивным формообразованиям

Эстетической идеей, допускавшей мысленное растворение всякого буржуазного предустанавливающего канонизма и одновременно переход от бесконечности к новым конструктивным формообразованиям, стала классическая идея космоса как полного универсума природной и социальной жизни, порождающего структурные принципы своего строения на основе спонтанной (в данном случае тождественной деятельности воображения) самоорганизации своих элементов. Таким образом это была идея космической архитектуры и космического искусства, прообразы которых члены Стеклянной цепи пытались схватить умозрительно как модели для радикального преобразования всей архитектуры.

Нетрудно видеть, что на этой вере и религии лежит печать античной и христианско-теологической традиции усмотрения в космосе прообраза всякой надличной художественной организованности.

С другой стороны, универсум поддерживает художественное воображение и как нервопространство и всепространство для любых его земных модификаций, с чем связано переживание и научно-астрономической картины пространства-времени как самоорганизующейся конструкции.

Известно, что в начале века всевозможные религиозно-философские идеи, возникавшие на пересечении понятий космоса, астрономии, пространства-времени, технологии и т. п. были в большой моде и иногда причудливо отражали в себе актуальные воздействия науки и техники, а не только иллюзорно-идеологические. Какой же представлялась космическая архитектура членам Стеклянной цепи?

Мы остановимся только на наиболее принципиальных и интересных из предложенных ими решений — отнюдь не равнозначных, при всей общности исходного пафоса.

Наиболее архитектурно мыслил сам Б. Таут.

Новая архитектура выступала перед его взором как альпийская архитектура огромных общенародных сооружений из стекла и более мелких, вынесенных за пределы существующих городов и реализующих принцип великого кристалла формы,- т. е. как кристаллическая архитектура стекла, света и всепроникающей, универсальной каркасности.

Comments are closed.