Переворот, происходивший в архитектуре под воздействием промышленной революции, научно-технического прогресса и неодолимо выталкивавший из этой сферы какие-либо реминисценции греко-римской художественной традиции, совершался как естественноисторический процесс рождения совершенно новых — немифологических, неиллюзорных, немистифицированных — форм целесообразного творческого мышления и художественной фантазии в этой сфере практики. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения,- писал Маркс в середине XIX в.,- который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого (искусства), возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа?..

Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы…

Предпосылкой греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией.

Это его материал…

Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника независимой от мифологии фантазии.

Эти известные суждения Маркса обычно приводят в связи с их контекстом, в котором говорится о неравномерной зависимости художественного прогресса от прогресса материального производства, вследствие чего древнегреческое искусство и эпос как выражение прекраснейшего развития детства человеческого общества продолжают доставлять нам наслаждение и в известном отношении служат нормой и недосягаемым образцом. Но ведь Маркс говорит там же, что обаяние античного искусства неотделимо от того, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова.

что, следовательно, с наступлением действительного господства над силами природы возрождение образов мифологизированного искусства является антиисторическим и ложным!

Комментарии запрещены.