Оригинальность Фурье

Оригинальность Фурье как футуролога заключается в том, что он не просто осуществляет в своих сочинениях грандиозную разработку и деталировку перечисленных принципов сознания и поведения человека, а сам, будучи одержимым избыточностью их конструктивно-жизнетворческого смысла, строит всеобъемлющую модель счастливого социального будущего как модель его спонтанной (с акцентом на не рефлектированность чувств и страстей) самоорганизационной активности. Идеал единой архитектуры как структуры соответствующего пространственного многообразия и динамизма новой социальной системы выполнял во всем учении Фурье огромную роль. И выполнял в самом глубоком эстетическом смысле, поскольку он в равной мере характеризовал и человеческое содержание, и материальную форму системы, как две стороны целостного жизненного процесса.

Ведь Фурье считал, что именно от осуществления этих трех условий (разнообразящего, коллективного и целостного взлетов.

— В. Т.) и зависит согласие между применением чувств для добра и применением их для красоты. Поэтому неудивительно, что Фурье называл архитектурой строя согласованности сам процесс полного осуществления жизни в единстве ее трех диалектических проявлений.

Порядок в делах строительства должен быть, как он считал, приспособленным во всех отношениях к игре серий по страстям, о чем наши архитекторы не имеют ни малейшего представления. И с этой точки зрения критиковал форму квадрата для здания коммуны, предлагавшуюся Оуэном, как форму законченного однообразия.

Тот, кто его придумал, не имеет ни малейшего представления по части социетарного механизма.

Замечательно, что, например, сам способ жизни, организуемой единой архитектурой, Фурье подробно иллюстрировал картиной чувственно-телесного, зрительного, осязательного и духовного многообразия и красоты коллективной трапезы как целостного режима питания.

Comments are closed.