Организационно-универсалистские принципы в эстетике материального производства

Из всего сказанного следует радикальный эстетико-архитектурный вывод: Новая геометрия блокировки, при глубоком ее осмысливании, должна привести к правдивым решениям и полному обновлению характера жилых комплексов. Номер журнала, в котором опубликована эта статья, содержит также и другие характерные материалы, демонстрирующие на опытных образцах, заимствованных из архитектурной практики разных стран, завтрашний день непрерывного жилого строительства. Как известно, своеобразным символом данной тенденции должен был послужить и комплекс Жилые дома, сооруженный на Всемирной выставке в Мог Греале.

В самой статье Пара и Аргийера значение рассматриваемого принципа мотивировано все-таки достаточно абстрактно, ибо не содержит апелляции к тем социально-политическим, эстетическим и организационным тенденциям живой современности, которые обусловливают разрешение сложных противоречий непрерывной архитектуры только на путях антикапиталистического переустройства жизни. Но и сам по себе этот новейший пример, конечно, весьма показателен для понимания той степени конкретности и концептуальной обобщенности, к которой в конце концов приходит развитие идеала непрерывной архитектурно-художественной реальности в наши дни. Архитектурно-художественные идеи югендштиля, модерна и нового движения завершили, с окончанием XIX в., так сказать, пропедевтический период в становлении эстетики современной западной архитектуры, период ее преимущественно индивидуалистического выражения.

Такое положение вещей соответствовало в свое время спорадичности и фрагментарности проявления тех новаторских архитектурных тенденций в художественной практике прошлого века, которым предстояло заменить собой стилизаторскую эклектику и развиться в действительно современную архитектуру.

Comments are closed.