Органичная архитектура

Это была борьба за исторически новый тип архитектурного реализма, за искусство, стремящееся к правде структурного и художественного обобщения пространственной динамики новой общественной действительности. Чтобы понять, как социально-художественный смысл этого идеала осознавался самими творцами новой архитектуры, обратимся к известным суждениям на этот счет Ф. Л. Райта, к его определениям органичной архитектуры. Органичная (или внутренне присущая) архитектура,- писал Райт,- это свободная архитектура идеальной демократии Новое понимание художественной реальности строительства как внутренне присущей, не имеющей экстерьерных претензий, рождает архитектуру, которая, как и свобода, не может быть надета, она должна быть выработана изнутри.

Эта новая реальность, которая заключается не в четырех степах и крыше и идея которой совершенно противоположна всем и всяким языческим (классическим) идеалам строительства, есть реальность природного и солнечного свободного пространства человеческого существования и демократических взаимосвязей в обществе.

Она порождается новыми технологическими условиями строительства в век машины и сама становится первым объектом художественно-творческого формообразования.

Органичная архитектура,- формулировал Райт новые эстетические позиции своего искусства,- видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества пли смотрит на существенно романтическое как на творчески выраженную действительность. Таким образом, здесь подразумевается незнакомый докапиталистическим архитектурам синтез естественности, природности, демократичности, правдивости, свободы и реальности повседневной жизни и соответствующего предметно-чувственного мироощущения современного человека в пространственных формах своего окружения.

И сам же Райт не пожалел достаточно категоричных выражений для того, чтобы разъяснить это новаторство тем, кто мог бы подумать (и очень даже думали!

), что все это было и раньше.

Comments are closed.