Объективная система

Именно эта задача решалась (и в тех или иных аспектах была разрешена) несколькими десятилетиями упорной борьбы прогрессивных зодчих, живописцев, теоретиков искусства за торжество современной эстетики архитектуры. Содержание по существу целиком составляет анализ этих идейно-теоретических усилий и решений.

Здесь же для подтверждения сказанного мы процитируем чрезвычайно характерный документ, относящийся к 1923 г.,- комментарий к 5-му манифесту той же голландской группировки Стиль, который был написан Дусбургом и ван Эстерном и назывался — На пути к коллективному строительству. Необходимо уяснить, что искусство и жизнь не являются разделенными друг от друга сферами,- писали эти известные идеологи современной западной архитектуры.

— И потому понятие искусства как иллюзии, которая не может быть соединима с реальной жизнью, должно быть упразднено. Слово искусство нам уже ничего не говорит.

Вместо этого мы требуем, чтобы окружающий нас мир был построен по творческим законам, которые вытекают из твердо установленных принципов. Эти законы, которые включают в себя также соответствующие закономерности производства, математики, техники, гигиены и т. п., ведут к новому пластическому единству.

Для того чтобы определить существенные аспекты взаимодействия между всеми этими законами, их надо прежде всего ясно выделить и распознать.

Никогда еще до сих пор сфера человеческого созидания не исследовалась научным способом с точки зрения ее общих конструктивных закономерностей. Однако само существование этих закономерностей может быть выявлено только в коллективном труде и опыте.

Наше время враждебно любым субъективным спекуляциям в отношении искусства, науки, техники и т. п. Новый дух, охвативший почти всю современную жизнь, выступает против анималистической спонтанности (лиризма), против господства природы, против завитушек и преувеличений гастрономического искусства.

Чтобы быть в состоянии построить нечто новое, мы нуждались в объективном методе — это значит: в объективной системе.

Comments are closed.